В Селенгинском районе Бурятии 11 июня по инициативе буддистов Республики Алтай из общины «Ак Буркан» был проведен молебен, совершены ритуалы и отданы почести на месте захоронения последнего правителя Джунгарии Амыр Сане. Планы проведения этого мероприятия возникли после того, как алтайские буддисты стали обладателями артефакта – навершия боевого знамени джунгарского войска, так называемого сульдэ. Алтайские буддисты убеждены, что это сульдэ венчало знамя одной из армий Амыр Саны.

Для проведения молебна в Бурятию прибыли делегации из Республики Алтай, Калмыкии, Монголии (делегацию соседней страны возглавлял консул Дамдин Чадраабал). Само собой, широко была представлены бурятские органы власти и местная общественность, а также представители Забайкальского казачьего войска.

Вот как описывает случившееся лама Арам Кыпчаков:

«Прибыли на место, сделали все нужные приготовления. Так как при жизни Амыр Санаа Хан (как и вся знать в Джунгарии) исповедовал буддизм, начали с буддийского молебна «Сан», который читали ламы Буддийской Традиционной Сангхи России с Алтая, Бурятии и Калмыкии. После чтения священных Судуров и подношений всем Буддам и гениям хранителям — сахиусанам, совершили молебен подношения белой и молочной пищи всем хозяевам земли, воды и неба, окропляя молоком во все стороны света.

Только после совершения всех предварительных молитв, начали молебен «Сульдэ такыыр». Во время молебна и подношения Сульдэ его поддерживали представители всех ойрот, которые присутствуют здесь. Все представители поднесли хадаки — приветственные шелковые шарфы. Кроме прибывших делегаций свои хадаки поднесли представители казачества и района. На эти хадаки поставили Сульдэ и поддерживали в течении всей церемонии. Почетную миссию стоять на карауле с Сульдэ, доверили офицеру монгольской армии Ганболоту. Начали всю церемонию с того, что в специально разведенный костер каждая делегация поднесла свои подношения, в первую очередь арчын-можжевельник, потом уже разные продукты. Под чтение молитв, подняв Сульдэ, по ходу солнца три раза обошли место подношений. Почетный караул с Сульдэ, встал с восточной стороны от костра, а все остальные участники, повернувшись лицом на Сульдэ , на восход, начали совершать молебен. Молебен начали с песни — молитвы восхваления Алтая, которую пели наши братья с Монголии на ойротском языке. По ходу чтения молитв и восхвалений представители всех ойрот (и все желающие) совершали окропление и возлияние молочного и спиртного гению хранителю Сульдэ и всем гениям хранителям ойротских народов. Пели и читали восхваления — макталы великих предков, особенно Амыр Санаа хана. Подношения и восхваления читались по очереди на всех языках присутствующих: алтайском, ойротском, калмыцком. Кроме специально выбранных, каждый желающий говорил свои молитвы и пожелания и делал подношения.

После окончания всех молитв и подношений приступили к заключительной части, к дани воинских почестей. Казаки станицы Селенгинской во главе с атаманом Аксентьевым А.П. прошли строем перед Сульдэ, взяв равнение на него по команде атамана «Для отдачи воинских почестей последнему правителю Джунгарского ханства Амыр Санаа Хану шашки наголо!» воздали по старинным воинским традициям положенную воину и полководцу дань уважения. После минуты молчания под громкие возгласы всех присутствующих «Ура» и «Хурай» еще раз прошли маршем перед Сульдэ. После команды атамана «Вольно!» завершили основные части этого мероприятия.

Весь день шел теплый летний дождь, у всех на лицах читалось огромная ответственность и радость, чувство исполненного долга. После завершения официальной части, был дан торжественный ужин главой района».

Арам Кыпчаков отмечает, что прошедший молебен – лишь начало целого цикла мероприятий, посвященных Амыр Сане, которые проведут общественные и религиозные организации Монголии, Алтая и Калмыкии. Так, в сентябре в Монголии пройдет международная научно-практическая конференция, а в Бурятии на месте захоронения правителя установят памятный знак.


Посмотреть комментарии читателей